Новые фильмы о главном: как прошел международный фестиваль актуального документального кино «Оза»

image
 В Москве прошел международный фестиваль актуального документального кино «Оза». Названный в честь Зои Богуславской — музы и жены поэта Андрея Вознесенского — он собрал 10 фильмов из России, Бразилии, Ирана, Аргентины, Румынии, Кыргызстана и Египта.
 Во внеконкурсной программе показали уже известные работы Ираклия Квирикадзе, Тонино Гуэрры, Валерии Гай Германики и Родиона Чепеля. Фестиваль прошел впервые в год столетия Богуславской, а теперь организаторы планируют сделать его ежегодным. Зрителям, помимо кино, были предложены киноэкскурсии и паблик-токи.
 
 О выборе конкурсных работ, концепции события и о том, как в нем отражено наследие Зои Богуславской в интервью редакции techinsier.ru рассказали сопредседатели фестиваля — продюсер документального кино Алексей Боков и директор Центра Вознесенского Ольга Варцева.

- Расскажите, как появился фестиваль? Чья это идея?

Ольга Варцева
Весь прошлый год мы обсуждали, что впереди у нас столетие Зои Богуславской. Нам очень хотелось сделать что-то, что соответствовало бы ее творческому духу. Поскольку вся ее деятельность была посвящена не столько собственному творчеству, сколько поддержке, продвижению чьего-то еще творчества, наша задача сейчас — вытащить ее из-за спины Андрея Вознесенского и показать ее не как музу, жену поэта, а как самостоятельную творческую единицу, которая была и писателем, и критиком, и драматургом, и организатором. И ее работа в Шестом объединении Мосфильма натолкнула нас с Лешей Боковым на создание фестиваля.

Алексей Боков
У нас уже есть базис сотрудничества моей Школы событийного продюсирования с Центром Вознесенского. Вместе мы делаем образовательную программу. И в лабораториях школы, на форумах, панелях мы часто обсуждали документальное кино в связи с Центром Вознесенского, потому что там собрано много интересных, уникальных кадров — как хроники, так и сегодняшних фильмов. И нам захотелось эту тему продлить, дать ей жизнь. Именно с позиции актуального документального кино.
Так что это в какой-то мере студенческий проект. То есть это родилось из студенческой лаборатории. И дальше мои студенты максимально в этом участвуют. Хотя сейчас достаточно эссеистики в интернете, очень много делают платформы. Да и документальная программа на многих фестивалях есть, но с тем тематическим стержнем, который придумали мы, в Москве до сей поры ничего не было.

- Вы имеете в виду саму концепцию фестиваля? Новаторские фильмы в духе шестидесятников, коим был Андрей Вознесенский?

Ольга Варцева
Творчество Зои Борисовны и Андрея Андреевича было всегда поиском чего-то нового, нестандартного. Поиском нового слова, новых форм и новых форматов. Поиск новых лиц, в случае Зои Борисовны, и поддержка их. И я думаю, что эти ее особенности отразил наш фестиваль.

Алексей Боков
 У нас конкурс очень неординарный, многоликий. Его собрала Вероника Хлебникова — наш программный директор. К примеру: открыл показ фильм «Улыбнись!». Его сняла режиссер Марианна Киреева, а спродюсировала известный киновед Ситора Алиева. Он рассказывает о встрече Чарли Чаплина с советским режиссером Фридрихом Эрмлером. И мы узнаем, как Эрмлер повлиял на один из фильмов Чаплина. То есть фильм о судьбоносной встрече в мире высокого искусства. И наряду с этим кино — трогательная работа Максима Якубсона «Не/дееспособные. Любовь во время чумы». Об известных людях, которые делятся своим мастерством с постояльцами дома для людей с особенностями развития.
 Онлайн-показы мы запустили за неделю до торжественного открытия, так как еще на этапе идеи определили для себя, что наш фестиваль должен быть технологичен. Для нас важно было создать передовое событие, чтобы оно сочетало и классические офлайны, уютные и камерные, и возможность домашнего просмотра.
 В России за последние годы очень полюбили стриминги, сами платформы быстро разрослись. Я убежден, что и избранный фестивальный контент должен быть доступен широкому зрителю дома. В этом важная функция нашего фестиваля. Плюс так фильмы наших конкурсантов могут увидеть и зарубежные зрители. Мне кажется, мы очень грамотно сбалансировали доступность онлайна и привлекательность офлайна, где вы часть эмоций получаете не только от самого кино, но и от живого общения, от просто приятного вечера. Так что фестиваль «Оза» новаторский не только по наполнению, но еще и по своему формату.

- Верно ли будет сказать, что фестиваль «Оза» — это в какой-то мере наследник премии «Триумф», созданной Зоей Богуславской в 90-х?

Ольга Варцева
 Конечно. Ведь тогда, кроме поиска новых имен, важным было и поддержание известных, и напоминание о подзабытых именах — это абсолютно про премию «Триумф». Премия награждала не только молодых, в свое время она поддержала всех тех шестидесятников, которые с изменением времени оказались в забытье и в некой ненужности. Была возможность в тот момент дать им площадку для разговора, для высказывания, для публичного своего выступления.

Алексей Боков
 Фестиваль «Оза» — это еще и киноэкскурсии, обсуждения, просмотр фильмов с режиссерами. Ираклий Квирикадзе представит свой первый фильм «Кувшин», ставший визитной карточкой грузинского кинематографа. Это же уникальная возможность, например, посмотреть работу итальянского классика Тонино Гуэрра и обсудить его со вдовой режиссера Лорой.
Кстати, и Ираклий Квирикадзе, и Лора Гуэрра были в составе жюри фестиваля вместе с замечательной журналисткой Ксенией Рождественской. Так что фестиваль «Оза» в том числе стал большой дискуссионной площадкой для ценителей кино.

- Приглашение в состав жюри Лоры Гуэрра — это отсылка к жизни Зои Богуславской? Обе — музы великих мужей, которые, тем не менее, не остались в их тени

Ольга Варцева
 Верно. Вот этот формат power couple, который представляет и союз Зои с Андреем, и Лоры с Тонино, это, конечно, такой пример жизни двух творческих людей, которые ведут каждый свою активную творческую жизнь и помогают друг другу, способствуя взаимному обогащению. Это тот пример, когда эффект суммы превышает сумму эффектов.

- Тонино Гуэрра можно назвать символом культурной дружбы между Италией и Советским Союзом. А ваш фестиваль проложил дорогу в Москву фильмам и из европейских стран. Сложно было готовить международный фестиваль в такое время?

Алексей Боков
 Безусловно, и тем ценнее то, что все заявленные фильмы впервые были показаны именно в Москве — это было одно из условий участия. А к нам, если считать совместное производство картин, заявились 10 стран. Фильм «Сова, сад и писатель» Сары Долатабади — это Иран, Франция и Швейцария. «Песнь маков» приехал к нам напрямую из Берлина. А его режиссер — Паула Гайтан — из Бразилии. Еще участвовали фильмы из Египта, Румынии, Аргентины и Кыргызстана.

Ольга Варцева
 В текущей геополитической ситуации непросто провести международный фестиваль. Но мне кажется, крайне важно сохранить эти культурные мостики, которые связали все страны. И я уверена, что налаживание отношений начинается именно с культурных процессов.

- В концепции фестиваля еще отмечена роль женщин в творчестве и общественной жизни. Получается, что Зоя Богуславская объединяла и мотивировала женщин раньше, а теперь под ее именем объединяются женщины искусства?

Алексей Боков
 Даже не столько сами женщины-творцы. Это и то, о чем сами картины.
  • Например, фильм «Кто следующий?», который рассказал о проблемной практике похищения невест в Кыргызстане. Это очень трагичная история гибели киргизской девушки.
  • Румынский фильм «Майя: портрет с руками», о непростой судьбе женщины, жившей в условиях этнических чисток. А режиссер картины — Александра Гуля — внучка этой женщины.
  • Есть российский фильм «Сказительница» — о юной актрисе, которая ищет себя в творчестве среди уральской реальности.
 Мы говорим и о женщине в искусстве, и о роли женщины, и о женщине-инфлюенсере в области культуры. Понимая Зою Богуславскую, мы изучаем весь срез документалистики.

Ольга Варцева
 Зоя Борисовна была активной участницей женского движения, и сама во многом его инициировала. Но мы сознательно ушли от исключительно женского конкурса. Это было одним из первых наших совместных решений, потому что иначе бы это исказило ее подход. Для Зои Борисовны совершенно не принципиально поддерживать только женщин, по гендерному признаку она точно не разделяла творческих людей.

- Андрей Вознесенский видел действенную силу в поэзии. А вы в чем видите?

Ольга Варцева
 Я вижу действенную силу в дискуссиях, в человеческих отношениях. Потому что, несмотря на технический прогресс, мы остаемся аналоговыми людьми, которые все так же нуждаются в общении. Поэтому мы принципиально сделали офлайн показы.

Алексей Боков
 И, конечно же, невозможно обойтись без поэтических чтений, которые в нашем случае выглядят как кино, как короткий метр. Так что фестиваль посвящен Зое Борисовне, он вдохновлен ею. А дальше останется ее имя, и мы, заложив сейчас этот первый кирпич — фундамент, будем развивать проект, растить из него разные формы.


Статья с сайта techinsider.ru